Праздники
Праздник Рош-а-Шана очень важен для еврейского народа. Это первый праздник, упоминающийся в Книге Левит. В день Рош а-Шана был создан первый человек – Адам, поэтому именно с этого дня ведется летоисчисление в иудаизме. Рош а-Шана буквально означает «голова года» или «начало года». В Торе этот день упоминается еще как «Йом Труа» – День трубления в Шофар. В книгах мудрецов можно встретить такие названия как «Йом а-Дин» – Судный день; «Йом а-Зикарон» – День памяти.
В этот день у нас в Доме было многолюдно, празднично, вкусно! Накрыт праздничный стол с главным блюдом-яблоками и медом- с пожеланием доброго, мирного и сладкого года, а также традиционные праздничные блюда: рыба, овощи, фрукты.
СУККОТ - один из самых любимых праздников. Тора трижды называет Суккот "временем радости". Праздник установлен в память 40-летнего скитания еврейского народа по Аравийской пустыне на пути из Египта в Землю обетованную, когда люди жили в палатках и шалашах, сделанных из веток ("кущи"). Само слово "суккот" в переводе с иврита означает "шатры, шалаши". Поэтому Суккот еще называют праздником кущей или шалашей.
Праздник Суккот отличает радостная и оживленная атмосфера: на угощение приглашаются не только родные и близкие, но даже малознакомые люди. В этот праздник мы обращаемся к Всевышнему с благодарностью и восхвалениями за то, что он благословил свой народ изобилием.
Еще одна заповедь праздника связана с четырьмя священными растениями: этрог (цитрон), лулав (финик), мирт и ива. Эти растения в Суккот должны присутствовать на праздничном столе. Каждое из них наделено особым символическим значением.
Праздник Суккот в МЕОДе всегда отличает теплая, добрая атмосфера. 9 октября собрались вместе члены общин МЕОД и «Северная». По традиции Сукка, которая является временным домом, на неделю превращается в храм, в котором собирались очень разные люди. Но это объединение помогает достичь такого состояния, когда мы все связаны друг с другом и наполнены светом. Мы молимся о времени, когда все человечество будет сидеть в одном шатре…
ХАНУКА - это еврейский праздник свечей, которые зажигают в честь чуда, происшедшего при освящении Храма после победы войска Иегуды Маккавея над войсками царя Антиоха в 164 году до нашей эры. Этот праздник начинается 25-го числа еврейского месяца кислева и длится восемь дней. В память об этом событии в праздник каждый вечер зажигают свечи: одну — в первый день праздника, две — во второй, три — в третий и так далее, до восьми, используя для этого, как правило, специальный подсвечник — ханукию. Еврейская мудрость гласит: «Немного света достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму».
В Хануку детям принято дарить игрушки и давать деньги. О давних событиях напоминает также игра в ханукальный волчок, на каждой из четырех граней которого написана первая буква слов фразы «Чудо великое было здесь» (если дело происходит в Израиле) или «Чудо великое было там» (в диаспоре).
ПУРИМ - это праздник спасения евреев от рук врагов в дни персидского царя Ахашвероша (Артаксеркса), праздник избавления от злодея Амана, замыслившего уничтожить весь еврейский народ. В этот день читают Свиток Эстер, дарят друзьям съестные подарки, дают пожертвования нуждающимся, устраивают пиршества и веселятся. Главная часть празднования — публичное чтение книги Эсфирь во время вечерней и утренней молитвы в синагоге. Особый жанр этого праздника — пуримшпиль, исполняемый одним или несколькими актёрами во время праздничной трапезы.
На праздник пекут особое треугольное печенье со сладкой начинкой, называемые гоменташн или «уши Амана».
ПЕСАХ — один из главных иудейских праздников в память об освобождении евреев от рабства в Древнем Египте. Он начинается на 14-й день весеннего месяца нисан по еврейскому лунному календарю и празднуется в течение семи дней в Израиле и восьми дней — за пределами страны.
Первый и последний дни праздников считаются нерабочими для евреев. Остальная неделя называется "праздничными буднями".
Праздничный ужин — седер — наиболее торжественный обряд из всех существующих в иудаизме. Его проводят в первый и второй дни Песаха. На него приглашают родственников и тех, кто на время праздника остался один.
На столе помимо мацы обязательно должно быть шесть блюд: зроа — кусочек жареного мяса на кости, марор — горькая трава и карпас — любая зелень с огорода, харосет — микс из перетертых яблок и орехов, хазерет — тертый хрен и бейца — вареные яйца.
Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время исхода.
Считается, что еврей должен выпить четыре бокала вина или виноградного сока. Это символизирует четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: "И выведу вас из-под ига египтян…"; "И избавлю вас…"; "И спасу вас…"; "И приму вас…".
Пятый бокал наполняют и оставляют для пророка Элияха (Илии), который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении "дня Господня, великого и страшного". В конце трапезы съедается небольшой кусочек мацы, который взрослые прячут от детей, а те должны его найти.
Во время седера также читают молитвы и благословения.